В «Совтрансавто» предлагают ввести ограничения на перемещение по территории России автомобилей из ЕС. Евросоюз в апреле ввел такие рестрикции для автомобилей из России и Белоруссии. Белоруссия ввела ответные меры, а российское правительство отвечать не стало, в частности против выступили Минпромторг и Минсельхоз.
По мнению управляющего директора группы компаний «Совтрансавто» Владимира Тяна, это привело к тому, что сейчас весь рынок перевозок между ЕС и Россией монополизировали европейские компании, а сотни российских автоперевозчиков находятся под угрозой существования.
Почему в правительстве не хотят вводить зеркальные ограничения? Мнение Владимира Тяна:
«Основные опасения, которые озвучиваются прежде всего Минпромторгом, Минсельхозом и объединениями грузовладельцев, заключаются в том, что введение такого запрета существенно повлияет на стоимость транспортной логистики и на сроки доставки. Насколько опасения в отношении проблемы логистики в случае введения такого запрета справедливы? Мое личное мнение: это во многом зависит, во-первых, от действий самих российских регулирующих органов, прежде всего — таможенных служб, потому что основные задержки, конечно, происходят при прохождении таможенных процедур, при оформлении самой процедуры перецепки. На границах с Латвией и Эстонией достаточно терминальных мощностей, чтобы этот груз обрабатывать. Скорее всего, все упрется в прохождение погранпереходов и в оформление таможенными органами самой передачи груза. Но, вероятно, после определенной работы, которую необходимо проделать таможенным органам по упрощению процедур, по отработке этих процедур, все-таки необходимо такое решение принять. Из того, что предложил бы я при введении этого запрета, — нужно, естественно, исключить из него уязвимые категории товаров — такие, которые нельзя перегружать, сроки доставки у которых имеют существенное значение, температурные грузы различные — от продуктов питания до фармпродуктов, это, возможно, опасные грузы, другие категории медикаментов. Я так понимаю, что со стороны транспортно-логистических центров будет максимум содействия, потому что концепция по их развитию на границе была несколько лет назад анонсирована, но введена до конца не была. Были большие инвестиции сделаны людьми, они тоже ожидают такого решения, надеются, что это импульс какой-то дополнительный придаст».
В данный момент через Белоруссию грузы идут с перецепкой — на границе Белоруссии и ЕС российские или белорусские перевозчики принимают его и дальше везут сами. На тех же маршрутах, которые идут через границу России и ЕС, отечественные компании вообще не участвуют в перевозке. Комментирует генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
«Когда был опубликован пятый пакет санкций, мы ждали ответные действия буквально со дня на день, с 16 апреля было уже запрещено въезжать. Через неделю Беларусь ответила зеркально, мы думали, что, скорее всего, это первая, скажем так, ласточка и наши дальше присоединятся. Но правительство посчитало, видимо, что это не несет какой-то глубокой целесообразности. Но, как мы видим, перевозчики продолжили гнуть свою линию, продолжили отстаивать свой бизнес. Они обратились с письмом, выехали с комиссией на границу Республики Беларусь, посмотрели, как происходят эти перецепки. Мы предполагаем, что, скорее всего, отзеркалят для того, чтобы хоть как-то дать возможность российским транспортным компаниям, которые работали на международном рынке, продолжить свою работу. Многие компании, которые занимались перевозками внутри России, начали снижать цены, потому что произошла релокация маршрутной сетки. Те компании, которые работали на европейские страны, вынуждены начинать искать что-то внутри России, соответственно, возникает дополнительное предложение со стороны перевозочных мощностей, это ведет к снижению стоимости перевозки. В общем, ничего хорошего, и в выигрыше никто не останется, если эти перевозчики начнут работать внутри России, поэтому надо дать им возможность вести свою операционную деятельность на европейских маршрутах».
Эксперты говорят, что комиссия из России выехала в Брест, чтобы ознакомиться с практикой перецепок/перегрузок на границе Белоруссии и Евросоюза. В случае если комиссия решит, что практика отработана хорошо и перецепки не скажутся существенно на сроках поставок товаров, решение о зеркальном запрете станет более вероятным.
Автоперевозчикам есть куда переориентироваться. Во-первых, сейчас увеличивается поток товаров через Турцию, Армению и Грузию, которые являются новыми перевалочными пунктами для поставок товаров в России. Кроме того, есть вариант релоцировать компанию на Урал, чтобы возить товары из Китая или сосредоточиться на перевозках в страны СНГ.
Источник: BFM