Риски хищения груза

Подавляющее число международных автоперевозчиков хоть раз, но становились жертвой незаконного завладения перевозимыми грузами. Ничего удивительного в этом нет, ведь такие перевозки характеризуются высокой средней стоимостью грузов (только по официальным данным, около $40,000), их плохой защищенностью, а также недостаточной защищенностью информации о них, неурегулированностью правовых вопросов, связанных с собственностью на груз, его таможенным оформлением. На руку преступникам играет и «демократичность» автомобильного транспорта. Один из основных страховщиков, действующих на рынке международных автоперевозок – компания «ТТ Клуб» - обобщила практику возникновения и урегулирования ситуаций, когда ответственность перевозчика за утрату груза, возникшую вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предусмотреть и последствия которых он не мог предотвратить, ограничена.

ОТКУДА ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ?

Несмотря на возрастающие требования со стороны государственных органов (Минтранс, ГТК, РТИ), АСМАПа и страховых компаний, полностью не удается закрыть допуск к таможенным перевозкам (и к перевозкам вообще) нерадивым или неопытным перевозчикам. С этой проблемой ТТ Клуб сталкивается не только в России, но во всем мире. Существуют законные схемы, позволяющие быть в бизнесе практически любому желающему заниматься международными перевозками – как порядочным предпринимателям, так и мошенникам.

Перевозчики, по согласованию с таможней, осуществляют перецепку автомобилей после пересечения границы. Это позволяет ускорить оборот транспортных средств, допущенных к перевозкам в Европу и является абсолютно нормальной практикой с экономической точки зрения. Однако обратной стороной этого подхода является снижение качества перевозок (в смысле транспортных средств и, нередко, самих водителей) на последнем, наиболее рискованном плече импортной перевозки – до конечного получателя. Появляется дополнительный источник утечки информации.

Кстати, трудно переоценить важность информации для преступных групп, действующих на транспорте. Некоторые методы завладения грузом отработаны до такой степени, что информация о характере и стоимости перевозимого груза – единственное, что необходимо для совершения преступления.

Специфика такого вида деятельности, как автомобильный транспорт, предполагает необходимость и возможность существования большого количества посредников между заказчиком и непосредственным перевозчиком. Иногда только пятый перевозчик в цепочке экспедиторов может обеспечить транспорт в нужном месте, в нужное время, по нужной цене. При этом нет абсолютных гарантий добросовестности всех участников цепочки.

Утечка информации происходит и из рядов таможни и правоохранительных органов. По прежнему, несмотря на указания руководства российской автоинспекции, проверяются документы у международных перевозчиков на блок-постах (и даже вне их). В других странах вообще отсутствуют положения, запрещающие полиции останавливать международных перевозчиков. Этим пользуются преступные группы, использующие в своей деятельности форму полиции. Более 100 таких случаев происходит ежегодно в Польше, участились они и на северо-западном направлении РФ. Известны случаи, когда настоящие работники милиции промышляют в организованных группировках, останавливая автотранспорт. Но опасность подстерегает перевозчиков не только в странах бывшего соцлагеря. Многие страховые компании применяют специальные условия при перевозках по Италии, где также часты угоны автотранспорта.

ОБОБЩИМ ПРАКТИКУ

Существуют следующие основные методы совершения противоправных действий при международных автоперевозках, которые мы приводим ниже вместе с наглядными примерами и небольшими комментариями к вопросу о юридической ответственности перевозчика за утрату груза. Речь идет об обобщении практики «ТТ Клуба», касающейся применения положений статьи 17 (2) КДПГ (Конвенции о Договоре Международной Дорожной Перевозке Грузов 1956 г.), ограничивающей ответственность перевозчика за утрату груза, возникшую вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предусмотреть и последствия которых он не мог предотвратить.

ОСТАНОВКА АВТОМАШИНЫ ПРЕСТУПНИКАМИ В ФОРМЕ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Как было сказано, наиболее часто такие нападения происходят в Польше, на транзитном маршруте Франкфурт/Одер – Брест. Они составляют 1/3 всех регистрируемых в этой стране правонарушений в отношении автоперевозчиков. В разбоях участвуют, как правило, жители СНГ; они же становятся и основными жертвами. Похищаются дорогостоящие грузы, примерно, по 30% от общего числа ограблений: сигареты, продукты питания (включая алкоголь) и электроника.

В Подмосковье и Ленинградской области в арсенале многих преступных групп, специализирующихся на автоперевозчиках, имеются комплекты милицейской формы и атрибуты постовых ДПС. Известны случаи, когда преступники смогли таким образом завладеть одновременно несколькими машинами, в частности, тремя машинами с бытовой техникой из Германии. В последнем случае поиск преступной группы дал результаты; для их поимки в машину, перевозившую по товаросопроводительным документам дорогую электронику, вместо груза был помещен сводный отряд быстрого реагирования.

При определении ответственности перевозчика существенным являются национальные правила (и обычаи), позволяющие или, наоборот, не позволяющие водителю игнорировать сигналы к остановке. Скорее всего, в таком случае перевозчик будет освобожден судом от ответственности, так как утрата груза произошла в результате наступления обстоятельств, находящихся вне его контроля.

ОСТАНОВКА АВТОМАШИНЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛОМКИ

Плохое состояние транспортных средств, особенно при довозе груза к конечному получателю старыми отечественными тягачами, приводит к поломке в пути. Этим пользуются преступники. В основном, речь идет о незначительных неисправностях, после устранения которых, водитель становится объектом нападения. При этом преступники увозят с места нападения автомобиль с грузом и водителя.

Если перевозчик докажет, что поломка произошла не из-за плохого технического состояния автомобиля а, например, что пробило колесо на плохой дороге или что он использовал идеальное транспортное средство, только что купленное или прошедшее техобслуживание в фирменном сервисе, то у него есть реальный шанс быть освобожденным от ответственности.

ОСТАНОВКА АВТОМАШИНЫ ВОДИТЕЛЕМ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ СВОЕГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ

Это весьма часто происходящее событие, особенно учитывая запутанную географию Москвы и Подмосковья в местах доставки, а также отсутствие дорожных указателей. Бывает, что и сами водители демонстрируют подозрительный для их профессии «географический идиотизм», что, конечно же, лишает предприятие возможности защищаться в суде. Особенно, при наличии четких инструкций и адреса доставки груза.

Естественно, транспортной компании, особенно перевозящей груз в незнакомое и опасное место, необходимо позаботиться о детальной схеме проезда заранее. Это, конечно, не касается случаев, когда в вину водителю вменяется то, что при загрузке в Финляндии, узнав адрес доставки, он не приобрел в магазине карту города Мытищи.

ОСТАНОВКА АВТОМАШИНЫ ДЛЯ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЯ В НЕОХРАНЯЕМОМ МЕСТЕ

Единственный способ избежать остановки в лесу или на заправочной станции в отсутствии достаточного количества платных охраняемых парковок – иметь двух водителей в кабине. Это правило часто не соблюдается перевозчиками в целях экономии (см. выше).

Поэтому даже в конкретном случае, когда водитель в результате нападения во время ночной стоянки на трассе получил огнестрельное ранение и множественные травмы, зафиксированные врачом, немецкий суд не встал на сторону транспортной фирмы и «ТТ Клуб» возместил ей стоимость похищенного груза.

БЛОКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ НА ХОДУ, СТРЕЛЬБА ПО КОЛЕСАМ

Периодически происходящее событие, зависящее от цены вопроса (стоимости груза) и поведения водителя. В частности, стрелять по колесам и блокировать автопоезд преступники в случае неудачи с планом №1 («переодетые полицейские»).

Один из таких случаев произошел на эстакаде в районе «Шереметьево». Длившееся более года судебное разбирательство привело стороны к «соломонову» решению немецкого суда: 50% ущерба взял на себя грузовладелец, 25% страховщик экспедитора и 25% ТТ Клуб как страховщик перевозчика.

В другом случае, загрузившись в Германии бытовой электроникой, автомашина члена «ТТ Клуба» направлялась в Москву. В пригороде Берлина, водитель остановился на заправочной станции для ночлега, где, в самом центре объединенной Германии, стал жертвой вооруженного нападения с применением автоматического оружия. Эта история показалась настолько невероятной следователем немецкой прокуратуры, что они задержали водителя до выяснения обстоятельств происшествия и как предположительного соучастника. Отбыв положенный по немецкому закону срок предварительного заключения, водитель был выпущен за недостаточностью улик. Также была найдена часть груза. Компания-перевозчик получила исковое заявление от страховщиков груза на сумму похищенной части груза, всего около $70,000. Учитывая характер инцидента, было решено строить защиту перевозчика со ссылкой на непреодолимые обстоятельства (статья 17 п. 2 КДПГ). Адвокаты «ТТ Клуба», представители перевозчика и сам водитель, прошли несколько судебных инстанций (до Высшего Апелляционного Суда Германии), пытаясь преодолеть предубежденность суда, вызванную предварительным тюремным заключением водителя. Однако субъективность суда предопределила ответственность перевозчика. ТТ Клуб выплатил напрямую истцу $70,000.

«АКРОБАТЫ»

Так называемые «акробаты», ставшие поначалу причиной недоверия к историям водителей, являются ловкими ворами, которые, рискуя жизнью, на ходу цепляются к машине, разрезают тент и выбрасывают до нескольких десятков коробок с грузом. Происходит это, как правило, на территории Украины, на участках дороги, где машины замедляют ход. Может ли это предотвратить водитель? По крайней мере, ввиду незначительности убытков, судебные прецеденты по таким случаям неизвестны.

ЗНАКОМСТВО ПРЕСТУПНИКОВ С ВОДИТЕЛЕМ

Нередко в ходе расследования выясняется, что пострадавший водитель во время отдыха познакомился с симпатичными людьми (коллегами-водителями или земляками), выпил с ними, даже взял кого-то в качестве попутчика. Он также рассказал им о грузе, который везет. Результатом такого знакомства были не только ограбления, но и убийства водителей. В последнем случае адвокатам «ТТ Клуба» нелегко было защитить интересы перевозчика и претензия была урегулирована.

Другой водитель оставил такого «попутчика» в машине, с включенным двигателем и всеми документами, а сам отправился в лес по нужде. Нужно ли говорить, что последнее, что он услышал из леса, был шум уезжающей машины с грузом на четверть миллиона долларов США? Очевидно, что в такой ситуации страховщик очень серьезно зарезервирует свое право отказать в возмещении.

УЧАСТИЕ САМОГО ВОДИТЕЛЯ В КРАЖЕ ГРУЗА

Водитель якобы остановился, чтобы устранить мелкую неисправность, когда на него напали вооруженные преступники. При определении характера неисправности, милиция обнаружила аккуратно перерезанный и завязанный проволокой тормозной шланг. Это было сделано самим водителем во время предыдущей остановки, чтобы ввести в заблуждение своего спящего напарника. Соучастниками этого преступления были земляки и друзья водителя.

Ответственность перевозчика не нуждается в комментариях. Она не ограничена по сумме, срок исковой давности увеличивается до 3-х лет.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ АВТОМАШИНЫ С ВОДИТЕЛЕМ И ГРУЗОМ

Очевидно, что какие-либо детали того, что в реальности происходит восстановить невозможно, так как живых свидетелей найти как правило не удается. Иногда находят пустые или сгоревшие автомобили.

Разбирательства как судов, так и страховых компаний длятся в таких случаях годами, нередко до приостановления уголовного дела, которое в связи с объявлением в розыск человека и заявлениями его родственников также может длиться годами.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ФИРМЫ

Распространенный случай – в преддверии новогодних праздников резко вырастают грузопотоки. Экспедиторы начинают рыться в записных книжках в поисках не просто дешевых, а вообще каких-либо перевозчиков. И находят номер мобильного телефона, оставленный несколько месяцев назад очень приятным деловым человеком, который даже, кажется, пришел по чей-то рекомендации и показал копии учредительных документов, лицензий и т.п. Вспоминается, что, по его словам, он работает с несколькими крупными автопредприятиями и не испытывает недостатка в машинах. Ему немедленно дается заявка на перевозку нескольких десятков контейнеров с электроникой. Поданные под загрузку машины исчезают вместе с водителями и грузом. Номера автомашин оказываются поддельными, а по данным водителей вообще никого не удается установить.

Случается, в частности, с западными заказчиками, что все документы, заверения, рекомендации экспедитор получает по факсу, так никогда и не увидев лицо своего «благодетеля».

В этом случае юристы экспедитора будет ссылаться на непреодолимые действия в виде криминальной акции, предпринятой против него и предотвратить которую при всем напряжении ума и сил он был не в состоянии. Насколько это ему удастся – зависит от результатов расследования правоохранительных органов и страховых компаний. Только в одном таком деле расследование обстоятельств происшедшего продолжается более трех лет, ТТ Клубом оплачено уже более 300,000 долл. США и столько же зарезервировано на предстоящие выплаты.

СВОИ ЛЮДИ НА ГРАНИЦЕ, В МИЛИЦИИ И НА ТАМОЖНЕ

Как было сказано, информация в процессе преступления играет важнейшую роль. Однако работники государственных служб, приставленных контролировать процесс транспортировки, кроме скромной функции информаторов, нередко сами являются организаторами или активными участниками преступления.

В этом случае, кроме вышеупомянутой остановки транспорта настоящими милиционерами в пути следования, в месте доставки к водителю подходит настоящий таможенник, проверив пломбу и отметив документы, предлагает ему уехать с таможенного на другой склад, якобы принадлежащий получателю, для выгрузки. Далее водитель, получив поддельные печати, может быть перегружен с машины на машину. Или, оставив ее на складе «получателя», поехать с ним на таможню и по возвращении обнаружить, что машина уже выгружена.

Если перевозчик докажет, что действительно был в месте доставки, выполнив при этом инструкции отправителя, и у него не было оснований усомниться в надлежащем оформлении документов и полномочиях лиц, представившихся получателями, то у него есть реальный шанс быть освобожденным от ответственности.

Как известно, общей проблемой во всех этих случаях является регистрация заявлений правоохранительными органами, отказ, незаведение уголовных дел или утрата материалов, а также заведение дел о нарушении таможенных правил, что влечет за собой задержание автотранспорта, а иногда и части груза на время проведения таможенного расследования. Все это влияет на процесс и, главное, сроки возмещения ущерба.

Практика урегулирования претензий, связанных с завладением грузом преступным путем, показывает также, что в среднем, в зависимости от происшедшего, только 20-25% ущерба может быть взыскано с непосредственного перевозчика в порядке регресса.

ТТ Клубом за последние 5 лет только по перевозчикам и экспедиторам СНГ и Прибалтики было рассмотрено и оплачено около 1000 претензий, связанных с хищениями груза. В среднем, по данным Клуба, каждый перевозчик раз в год стал жертвой преступных действий, повлекших за собой тяжелые последствия в виде утраты значительных материальных ценностей, а иногда жизни и здоровья водителя.

Следующие универсальные рекомендации «ТТ Клуба» стали неотъемлемой частью условий страхования ответственности перевозчиков:

  1. Запросите письменные инструкции по доставке
  2. Доставляйте груз только на таможню, указанную на границе
  3.  Получите доверенность и проверьте паспортные данные представителя грузополучателя
  4. Привлекайте только застрахованных субподрядчиков

Вывод, который можно сделать из приведенных примеров и их анализа очень простой – обязательно должна быть застрахована ответственность транспортной компании и перевозимый груз. Однако этого недостаточно, если дополнительно не принимаются меры по безопасности и сохранности перевозок.